ИТС не для «галочки», а для безопасности людей на дорогах

ИТС не для «галочки», а для безопасности людей на дорогах

26.07.2023


О цифровизации транспортного комплекса, реализации проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира», внедрении, развитии и эффективности интеллектуальной транспортной системы в Дагестане рассказал журналу «ИТС России» министр цифрового развития Республики Юрий Гамзатов.

– Юрий Валериевич, в этом году Дагестан снова принимает туристов – ожидается до 2 млн гостей и увеличение турпотока на треть по сравнению с прошлым годом. Известно, что в республике хотят запустить систему анализа потока и маршрутов туристов – расскажите, пожалуйста, как она будет работать и какие данные собирать?

– Это верно: Дагестан становится все более популярным направлением для российских туристов, и это стимулирует республику развиваться во всех сферах, в том числе, в цифровой. Мы решили применить анализ больших данных для того, чтобы получить точную картину мест сосредоточения туристов. Мы можем примерно представлять себе, что туристы любят Сулакский каньон, Гамсутль, Гуниб, бархан Сарыкум и другие наши достопримечательности. Но для полноценного развития туризма нужна точность, и ее обеспечивает Big Data. Мы планируем собирать данные на основе так называемого «цифрового следа», предоставляемых сведений от операторов сотовой связи, анализировать их и использовать для развития туристической инфраструктуры, перенаправления туристических потоков в новые районы Дагестана, куда туристы пока мало заезжают.

– Насколько развита инфраструктура связи на основных туристских маршрутах? Сейчас туристы часто жалуются на то, что на некоторых туробъектах полностью отсутствует либо передача данных, либо связь.

– По нашим данным, на сегодняшний момент половина территорий, на которых расположены туристические объекты Дагестана, нуждается в улучшении качества связи. Действительно, есть туробъекты, на которых у вас не будет или возможности передачи данных или даже радиотелефонной связи. Это важно не только ради туристического имиджа республики, но ради безопасности наших жителей и гостей: и у тех, и других должна быть возможность совершить звонок или связаться со спецслужбами или родственниками через мессенджеры с помощью опции передачи данных. Эта проблема обсуждалась Главой Дагестана Сергеем Меликовым с министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максутом Шадаевым, и в продолжение этого разговора уже в текущем году мы обеспечим сотовой связью и качественным интернетом девять населенных пунктов Дагестана, вблизи которых находятся туристические объекты. Связь появится в селах Ицари и Джурмачи Дахадаевского района (рядом с ними расположены Ицаринская башня и крепость Кала-Корейш), селе Ухул Докузпаринского района (популярный туристический объект рядом с ним – гора Шалбуздаг), селе Хустиль Табасаранского района (недалеко от него уже известная среди туристов пещера Дюрк). Сигнал с вышек будет покрывать также два села Хунзахского района Мочох и Сиух, озеро Мочох и Сиухский водопад. В Чародинском районе в селах Ритляб и Гидиб мы установим мобильные станции, чтобы обеспечить связью водопад Чвахило и Гидибские водопады, которые полюбились нашим гостям. Старинная боевая башня поможет провести связь к селу Анцух Тляратинского района. Это наглядный пример того, как туризм помогает развиваться республике – ведь связью будут пользоваться, в первую очередь, наши жители.

Кроме того, Дагестан принимает участие в программе «Устранения цифрового неравенства», и в ходе ее реализации «Ростелеком» уже построил 36 базовых станций в дагестанских селах: проложены 72 км оптоволоконного кабеля. Мобильная связь с возможностью доступа в интернет по технологии LTE (4G) теперь есть у жителей удаленных и горных населенных пунктов – охвачены даже небольшие поселения численностью от 100 до 500 человек.

– Мы знаем о планах по цифровизации транспортного комплекса республики, а именно – о проекте «Зеленый цифровой коридор пассажира». Как он будет реализован и почувствуют ли на себе новшества гости республики?

– «Зеленый цифровой коридор пассажира» – это проект по цифровизации транспорта в Дагестане. Его реализует Минтранс РД совместно с нашим ведомством. Жители крупных городов России уже оценили удобство безналичной оплаты проезда в транспорте, и мы готовимся внедрить такой способ оплаты и в нашей республике в автобусах на городском, пригородном и междугороднем сообщениях. Думаем, жители тоже к этому уже готовы – дагестанцы активно используют безналичные платежи. По данным Эвотора, в марте 2023 года Дагестан оказался в числе регионов, показавших самый сильный прирост в использовании безналичных платежей – с 22 до 33%.

Думаю, жители нашей республики высоко оценят возможность оплатить проезд в автобусе картой. Туристы из других регионов России, где к такому способу оплаты уже привыкли, тоже будут приятно удивлены уровню цифровизации Дагестана – это та деталь, из которой складывается общее ощущение комфорта от путешествия. Другой сервис, которое мы внедряем в пассажирские перевозки – это система онлайн-контроля для отслеживания автобусов в реальном времени. Практика наших коллег в других регионах показывает, что такая система позволяет оптимизировать работу общественного транспорта, разгрузить остановки в часы пик, вовремя вывести сломавшийся транспорт с маршрута, добавить единицы транспорта на линию при необходимости и настроить удобное для пассажиров расписание. Мы работаем над тем, чтобы дагестанцы и гости республики ощутили изменения в транспортной системе.

– Как продвигается работа над «Картой жителя» Дагестана? Какие возможности она предоставит жителям республики и смогут ли они воспользоваться ею уже в следующем году?

– Мы планируем ввести в Дагестане аналог московской карты «Тройка», но с расширенными функциями. Сейчас мы прорабатываем возможность не только расплатиться такой картой за поездку на транспорте, но и оплатить ею покупку некоторых товаров. Хочется, чтобы жители могли воспользоваться «Картой дагестанца» уже в начале следующего года, но так как мы предусматриваем довольной широкий функционал такой карты, возможно, сначала запустим карту в пилотном режиме, а некоторые опции будут добавляться к ней позднее.

– Как вы оцените уровень цифровизации Дагестана на сегодняшний день? Насколько охотно жители принимают цифровые новшества и насколько к ним готовы? Готова ли цифровая инфраструктура региона к новым пилотным проектам?

– Россия по праву считается очень развитой в цифровом плане страной, и Дагестан как ее часть – совсем не исключение. В этом году эксперты МегаФона проводили исследование, которое показало, что онлайн-трафик в республике за пять месяцев этого года вырос на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доля смартфонов среди жителей дагестанских сел достигла 76,5% – это даже выше, чем в городах. В селах активнее используется и мобильный интернет: на одного сельского жителя в месяц приходится в среднем более 21 ГБ интернет‑трафика, на 5% выше, чем у городских пользователей. Жители охотно пробуют цифровые новинки – например, у нас уже 30 000 человек записали детей в первый класс через Госуслуги, из них 5000 – только в Махачкале.

Разумеется, с активным интересов жителей к интернету, безналичному расчету, ростом потребления цифровых продуктов растет и уровень опасности цифрового мошенничества. Поэтому мы проводим мероприятия по распознаванию кибермошенничества, рассказываем о видах обмана в интернете и криминальных схемах с банковскими картами. Чем выше уровень цифровизации в регионе, тем выше должен быть и уровень цифровой грамотности жителей.

– В апреле этого года проект по внедрению ИТС в Махачкале стал лауреатом I Национальной премии «Умный город». Как сказывается внедрение на ИТС на обычной жизни горожан?

– Решение по внедрению интеллектуальной транспортной системы на территории Махачкалинской городской агломерации, реализованное властями региона в партнерстве с ГК «Урбантех», действительно стало победителем в номинации «Транспорт» в рамках этой премии, и думаю, совершенно заслуженно. Основная цель внедрения ИТС – снизить уровень аварийности в регионе, повысить уровень безопасности для всех участников дорожного движения.


Основная цель внедрения ИТС – снизить уровень аварийности в регионе, повысить уровень безопасности для всех участников дорожного движения.


Так как в зону действия ИТС входят главные городские магистрали – проспекты Петра I, Расула Гамзатова, Акушинского, Гамидова и улицы Ярагского и Коркмасова – жители уже замечают эффект и позитивно отзываются об изменениях в характере дорожного движения. Мы уже отчитывались о том, как удалось увеличить пропускную способность проспектов Петра I и Расула Гамзатова в утренний и вечерний часы-пик на 14% и 12% соответственно за счет координированного управления светофорными объектами. На перекрестке улиц Ярагского и Гагарина пропускная способность пересечения тоже увеличилась за счет внедрения «умного» светофора с адаптивным управлением – на 15%. Изменения складываются из деталей: на Акушинского мы сократили время ожидания зеленого сигнала светофора для пешеходов, на Казбекова – тоже за счет изменения светофорного режима снизили время ожидания для транспорта. Водители и пешеходы могут не сразу это заметить, но общий характер дорожного движения постепенно меняется.

– Как продвигается внедрение ИТС в рамках третьего этапа и каких результатов вы планируете достичь после реализации этого этой части проекта?

– Третий этап внедрения ИТС у нас завершен, поэтому мы можем уже подводить предварительные итоги и строить дальнейшие планы. Если говорить о стратегии, то перед внедрением ИТС эксперты «Урбантеха» изучили дорожно-транспортную сеть Махачкалинской агломерации и обозначили комплекс проблем: количество автомобилей в Махачкале значительно превышает потенциал улично-дорожной сети. Город страдает от стихийных парковок и устаревшей организации дорожного движения. Кроме того, есть логистическая проблема: один из ключевых районов города фактически разделен на две части железной дорогой, и пересечь ее можно только в двух местах. Поэтому Центр управления дорожным движением, который запущен в рамках внедрения ИТС, был ориентирован на эту специфику Махачкалы.


Теперь мы в режиме реального времени можем контролировать загруженность улиц, оперативно реагировать на ДТП, следить за качеством работы общественного транспорта, а также управлять движением на перекрестках и в зонах основного скопления машин.


Что касается технической стороны, то на третьем этапе модернизированы 12 светофорных объектов, установлено 12 дорожных контроллеров, 26 видеокамер, 54 детектора транспорта, 84 транспортных и 82 пешеходных светофора, внедрено девять модулей и подсистем ИТС.

– Как влияет работа ИТС на безопасность дорожного движения в Махачкале – есть ли уже какие-то цифры, по которым можно судить о результатах?

– При оценке внедрения ИТС мы должны отдельно рассматривать видимые результаты для участников дорожного движения – как те, что я уже отметил – и методику цифровой зрелости ИТС, которая утверждена Минтрансом России. Дагестану для достижения так называемого первого уровня зрелости необходимо дооснастить и подключить к ЦУДД не менее шести светофоров с адаптивным управлением, установить детекторы транспорта на светофорных объектах и магистральных дорогах общегородского значения (17 и 81 соответственно), усилить вычислительные мощности и ПО в Центре Управления Дорожным Движением, а также провести работы по развитию интеграционной платформы в части внедрения новых компонентов ИТС. Отмечу также, что эффект от внедрения ИТС будет заметен только при комплексном подходе к решению транспортных проблем. Например, мы можем корректно настроить работу светофоров, но если водители все равно «летят» на красный сигнал – никакая цифровизация тут не поможет. Интеллектуальная транспортная система будет максимально эффективной, если ее будут обслуживать и постоянно поддерживать квалифицированные специалисты – сама по себе, автономно, она не работает. Мы стремимся к тому, чтобы ИТС в Дагестане была не просто внедрена «для галочки», для выполнения постановления правительства РФ, но и работала, достигала своей цели – делала перемещение по городу комфортнее, экономила жителям время в пути и снижала уровень аварийности. Например, в Москве по итогам внедрения ИТС аварийность снизилась в 2 раза, а средняя скорость движения увеличилась на 13% – мы хотели бы ориентироваться на такие результаты.

– Как показала себя ИТС в эксплуатации? Насколько уязвимы ее объекты, расположенные на улицах города – светофорные объекты, датчики и другие модули?

– Внедрение ИТС в Махачкале на всех этапах проходило в сопровождении экспертов «Урбантеха», с учетом специфики нашей дорожно-транспортной сети. Дело в том, что эталонного примера, который можно полностью скопировать с другого региона (а ИТС существуют уже в 42 регионах России), не существует. ИТС проектируют, внедряют и эксплуатируют исходя из особенностей конкретного региона. Как и другие регионы России, мы столкнулись с типичными проблемами внедрения интеллектуальных транспортных систем – отсутствием единой базы данных оборудования, высокими затратами на обслуживание и непредвиденный ремонт периферийного оборудования ИТС, с нехваткой квалифицированных кадров. Что касается самих объектов ИТС, то их состояние постоянно мониторится, вовремя ремонтируется и при необходимости заменяется ответственными службами. Специфические проблемы нашей махачкалинской ИТС – временные отключения электроснабжения и скачки напряжения в сети, частый обрыв кабелей связей на светофорных объектах.

– Внедрение и дальнейшая эксплуатация ИТС потребует участия квалифицированных и подготовленных специалистов. Достаточно ли их в регионе? Потребуется ли приглашать в республику кадры из других регионов?

– Да, одна из сложностей полноценного внедрения ИТС – отсутствие специалистов, которые могли бы выявлять и решать проблемы с транспортным планированием и организацией дорожного движения, эксплуатацией ИТС и инфраструктурой всего транспортного комплекса. Очень важный специалист в работе ИТС – оператор. Он должен знать весь функционал ИТС, обладать высокой квалификацией в этой сфере. Дефицит таких специалистов наблюдается во всей России, поэтому пока мы видим выход в том, чтобы привлекать к нам транспортных инженеров с богатым опытом различных комплексных проектов в городах с развитой транспортной инфраструктурой. И конечно, выращивать свои кадры.

– Оцените, пожалуйста, Хакатон-2023, который недавно прошел в Махачкале. Какие идеи и решения Вы бы отметили? Как планируете удерживать растущих ИТ-специалистов в регионе и как привлекать к себе специалистов из других субъектов России?

– Дагестанский Хакатон для IT-специалистов – это как раз часть нашего пути по воспитанию профессионалов цифровой сферы у нас в регионе. Это мероприятие дает возможность ИТ-специалистам расширить свои знания, узнать новые технологии и подключиться к интересным проектам. Кроме того, скоро в Махачкале появится бесплатная школа программирования от Сбера, соответствующее соглашение подписали глава региона Сергей Меликов и председатель правления Сбербанка России Герман Греф на ПМЭФ-2023. Кампус «Школы 21» предоставит возможность жителям Дагестана в возрасте от 18 лет пройти отборочные этапы и бесплатно получить востребованную профессию в сфере ИТ. У этого проекта несколько задач: с одной стороны, обеспечить республику высококвалифицированными ИТ-специалистами. С другой, дать шанс талантливым и целеустремленным молодым людям нашей республики бесплатно получить одну из самых востребованных профессий.

Источник: Информационно-аналитический журнал и портал ИТС России

Свяжитесь с нами, и мы проведем демонстрацию возможностей продуктов для вашего проекта