Игорь Канатченко, ГК «Урбантех»: «Умные» светофоры против пробок на улицах

Игорь Канатченко, ГК «Урбантех»: «Умные» светофоры против пробок на улицах

12.08.2022


С самого начала избрания главой города Салман Дадаев принялся решать, казалось бы, практически нерешаемые проблемы по городскому хозяйству. Одними из приоритетных были дорожно-транспортные вопросы. Для улучшения этого направления были поставлены конкретные цели: повысить безопасность дорожного движения для автомобилистов и пешеходов; снизить количество ДТП на дорогах города; сократить количество пробок в городе; улучшить качество сервиса и повысить комфорт для пассажиров общественного транспорта; создать единое информационное пространство для взаимодействия всех участников транспортно-дорожного комплекса.

Для достижения этих целей было найдено единственное верное решение — внедрение «Интеллектуальной транспортной системы» (ИТС). Это было сделано по примеру крупных агломераций, которые уже смогли изменить ситуацию в лучшую сторону. Был заключен трехлетний контракт с московской ГК «Урбантех». Что из этого вышло и какие результаты мы уже видим, поясняем в данном материале.

О проекте

ГК «Урбантех» выступила технологическим партнером «Национального центра информатизации» (Ростех) по внедрению интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Махачкалинской городской агломерации.

Какие задачи помогает решить ИТС

В широком смысле ИТС помогает посмотреть со стороны на текущую ситуацию транспортной отрасли: проанализировать текущую ситуацию на дорогах города, выделить районы, откуда и куда стремится дорожный трафик, определить периоды, когда это происходит. ИТС фиксирует места большого скопления транспорта, помогает выявить причины и острые проблемы, вызывающие затруднения движения.
Что касается конкретно Махачкалы, то здесь общими усилиями и благодаря внедрению ИТС есть надежда снизить аварийность на дорогах, разгрузить «пробочные» места, повысить безопасность дорожного движения и уровень комфорта для пассажиров общественного транспорта.

Для этого используются принципы комплексного подхода к решению задач по внедрению и эксплуатации ИТС.

Комплексный подход это: Сбор информации — Анализ — Консалтинг — Проектирование — Внедрение — Анализ результатов внедрения программно-аппаратных решений.

Также в связи с нехваткой квалифицированных специалистов в регионах в арсенале «Урбантех» имеется уникальная услуга — Центр организации дорожного движения (ЦОДД) как сервис. Она представляет собой разносторонний подход к безопасности, оптимизации и совершенствованию условий дорожного движения путем поиска и детального изучения проблем, реализации лучших мировых практик для их устранения преимущественно быстрыми и недорогими мерами.

ЦОДД как сервис помогает оперативно решать проблемы, связанные с дорожным движением, без необходимости постоянного содержания большого дорогостоящего штата профессиональных транспортных инженеров, привлекая их по мере необходимости.

Что уже сделано на сегодняшний день

За 6, 5 месяцев работы (декабрь 2021 — июнь 2022) по внедрению ИТС были:

  • Созданы Центр обработки данных и Центр управления дорожным движением;
  • Внедрены 11 модулей и подсистем;
  • Установлено необходимое периферийное оборудование на улицах города: 28 стратегических детекторов; 66 тактических директоров; 27 дорожных контроллеров; 49 дорожных видеокамер; 186 транспортных и пешеходных светофоров.

1) Запущены «зеленые волны» на проспектах Петра I, Расула Гамзатова и улице Ярагского, что позволило увеличить пропускную способность этих улиц на 14%, 12% и 12% соответственно.

Как это работает:
Светофорные объекты работают в режиме «зеленой волны» (поочередное включение разрешающих сигналов светофоров для основного направления), направление «зеленой волны» в часы интенсивной загрузки участка из области в центр (утром) и из центра в область (вечером).
Для жителей это означает повышение безопасности дорожного движения за счет формирования «пачек» автомобилей, минимальное количество остановок, движение становится более комфортным и плавным без разгонов и торможений, что позволяет снизить расход топлива и выбросы вредных веществ в окружающую среду, сокращение задержек в движении транспорта при проезде указанного участка в часы пик.

2) Увеличена эффективность использования улично-дорожной сети более чем на 20% на проспектах Петра I и Расула Гамзатова. И, как следствие, увеличилась пропускная способность этих улиц благодаря своевременному реагированию специалистов на дорожные происшествия.

Как это работает:
Операторы центра управления дорожным движением в режиме 24/7 следят за ситуацией на дороге и при необходимости подключаются в «ручном режиме» для устранения заторов. Положительных результатов удается достичь с помощью заранее разработанных планов координированного управления светофорными объектами, которых более 10.
Например, накануне майских праздников на проспекте Расула Гамзатова образовалась пробка на 1, 5 км, когда движение по проспекту полностью встало. Специалистам удалось устранить транспортный затор за 9 минут.

3) Настроен адаптивный режим работы светофорного объекта на перекрестке улиц Ярагского и Гагарина.

Как это работает:
Дорожный контроллер аккумулирует информацию о загрузке перекрестка, которую он получает в режиме реального времени от транспортных детекторов и сам изменяет длительность горения зеленого сигнала светофора.
При небольшой загрузке — происходит частая смена зеленого и красного режимов горения светофора, при большой — зеленый сигнал горит дольше для предотвращения пробок.

Пешеходы

Пешеходам такие изменения будут на руку: максимальное время ожидания на переходе составит около 45 секунд, а минимальное — не более 30.
Для обеспечения безопасности на этом перекрестке в связи с работой «умного» светофора для автомобилистов было отключено табло обратного отсчета времени. Специалисты ГК «Урбантех» отмечают, что подобное решение поможет повысить пропускную способность улиц.

Дальнейшие шаги по внедрению ИТС в регионе

До октября 2022 года будут модернизированы 9 светофорных объектов на проспекте Акушинского и внедрены интеграционная система, модули конфигурации сценарных планов управления движением и администрирования транспортных правонарушений.

Для ощутимого эффекта от внедрения ИТС необходимо в первую очередь грамотно эксплуатировать систему. Без надлежащего высокопрофессионального управления эта система не покажет свой максимум и будет крайне сложно оценить ее эффективность. Это будут просто «железки».

Более того, важно расширить географию проекта и подключить к единой системе координированного управления светофорными объектами как можно больше улиц города. При таком подходе возможно будет в режиме реального времени перенаправлять потоки с загруженных улиц на более свободные и оперативно реагировать на аварийные ситуации.

С участием горожан

В начале августа ГК «Урбантех» совместно с администрацией города провела опрос общественного мнения и выявила основные транспортные проблемные точки, которые требуют решения. Так, махачкалинцы в первую очередь просят обратить внимание на улицы Ярагского, Дахадаева, Магомеда Гаджиева, Гайдара Гаджиева, проспекты Гамидова, Акушинского и Имама Шамиля. Более того, камнем преткновения является «кольцо» на пересечении проспектов Петра I — Насрутдинова — ул. Хаджи Булача, которое постоянно «стоит». Чтобы улучшить ситуацию в местах затора и разгрузить трафик, необходимо, чтобы эти улицы вошли в контур проекта по внедрению интеллектуальной транспортной системы.

В дополнение к комплексу мер необходимо проанализировать и актуализировать схему организации дорожного движения. Количество жителей растет год от года, как и количество личных автомобилей. Необходимо обновить старую разметку, нарисовать новую, соответствующую реальному трафику, возможно, где-то дополнительно выделить полосы для поворотов, полосы для разгона и торможения и, безусловно, нанести разметку для парковки автомобилей.

Общественный транспорт

Финальным штрихом должно стать решение вопроса с общественным транспортом: необходимо разгрузить улицы от хаотичных парковок, обеспечить ему приоритетный проезд, сделать привлекательным для пользования через высокий уровень сервиса и комфорта для пассажиров.
К решению проблем руководство города подходит комплексно, иначе потеряется весь смысл улучшений.

Источник: midag.ru

Свяжитесь с нами, и мы проведем демонстрацию возможностей продуктов для вашего проекта